ВЛАДИМИР РУСАНОВ / АРХИТЕКТОР

РЕКОНСТРУКЦИЯ ВОРОШИЛОВСКОГО ТОРГОВОГО ЦЕНТРА

ИНТЕРВЬЮ, НОВОСТИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА, ПРОЕКТЫ, РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

Ваш отзыв


Поделитесь с другими

Статья Владимира Русанова для журнала «Проект НИЖНЯЯ ВОЛГА» №1(2011)
о  реконструкции Ворошиловского торгового центра.

 Архитекторы: Владимир Русанов (ГАП), Мария Тадич,Евгения Дородникова, Бояна Стоянович.
Конструктор Игорь Долгиевич.
Генеральный проектировщик и застройщик: ЗАО «ЮГОС». Директор Миодраг Бабович.
Данные: общая площадь 52000 кв.м;
вместимость парковки 1000 а/м;
проект 2005-2007 гг.; реализация 2006-2008 гг.

Ворошиловский торговый центр был построен в 70-е годы прошлого века, в рамках постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению торговли», принятому в 1960 г., и представлял собой типовое решение для торговых центров того времени. Это трехчастный объем, состоявший из универмага, универсама, а также комплекса бытового обслуживания, все это группировалось вокруг площади общего пользования, предназначавшейся для проведения сезонных ярмарок и других мероприятий.
В таком виде ТЦ оставался до 2002 года, когда новое руководство приняло решение о реконструкции, т.к. существующий ТЦ перестал отвечать современным требованиям к зданиям такого типа. Было принято решение, основываясь на новейшие западные разработки в этой области, превратить Ворошиловский ТЦ в ультрасовременный, монофункциональный торговый МОЛЛ. Была разработана многостадийная реконструкция с постепенным увеличением торговых площадей.
Первый этап предусматривал надстройку 2-х этажей над одноэтажной частью универсама (корпус А). Реконструкция завершилась в рекордные по тем временам сроки – 9 месяцев. Новый объем представлял собой полностью застекленный параллелепипед с двумя красными квадратами входов, в которых так же размещались лестницы и эскалаторы. Самым новаторским, на тот момент, получился 3-й этаж, где были оставлены открытые фермы перекрытий, воздуховоды и другие инженерные коммуникации, а дополнительное освещение обеспечивали крышные фонари. Этот технологический интерьер пользовался большим успехом у покупателей.
Вторым, третьим и четвертым этапами реконструкции стали, соответственно, застройка прилегающей площади, устройство многоуровневой автостоянки и реконструкция универмага с размещением в нем 7-ми зального кинотеатра.
Разрабатывалось несколько вариантов архитектурно-планировочного решения, с устройством двухуровневой подземной авто-стоянки, и различными решениями основного блока, выходящего на ул. Рабоче-Крестьянская, и многое другое.
При всей важности архитектурной составляющей, при проектировании таких торговых объектов, на первом месте стоит технология шопинга, т.е. схема поведения покупателей и вытекающие из этого схема расположения торговых площадей – технологическая схема. Разработка ее была предоставлена московской фирме специализирующейся на таких видах работ. Эта схема должна была стать директивной, для дальнейшей разработки проекта. Но она оказалось не идеальной, слабо учитывающей существующую градостроительную ситуацию, так, например: заблокирован исторически сложившийся сквозной проход с ул. Ким к парку Саши Филиппова; разность отметок (перепад ~ 1,0 м.) между тротуаром ул. Рабоче-Крестьянская и площади перед ВТЦ визуальную привлекательность панорамы вдоль ул. Рабоче-Крестьянская (в частности предлагалось главный фасад сделать глухим из-за находящегося за ним боулинга). Архитекторами было приведено более 9000 доводов против такой компоновки, но убедить удалось только выполнить сплошное остекление главного фасада. Понимание, что он (главный фасад) является лицом, визитной карточкой ВТЦ, требовало неординарного решения, которое ярко выделит новый облик здания из монотонно-плоской окружающей застройки. Эта градостроительная ситуация, стесненные условия усложняли, а вместе с тем делали работу архитектора интересной и увлекательной.
Формирование фасада возможно было вести двумя путями: это «контекстуальный» подход или же диаметрально противоположный – создание новой точки отсчета в окружающей многостилевой застройке. Решено было не стилизовать новое здание, но придать ему современный силуэт, применив, новейшие технологии строительства и материалы. Функциональная многогранность Торгового центра нашло отражение на многогранном фасаде основного корпуса.
Это был первый в Волгоградской области опыт применения сложно-рельефного фасада. Как соединить строго вертикальные конструкции колонн и перекрытий с ломаным в различных плоскостях витражом. В итоге была предложена пространственная вертикальная конструкция – ферма, состоящая из равнобедренных треугольников высотой в один этаж. Эту уникальную конструкцию разработали и изготовили в московской фирме «Проект ХХI – фасадные технологии». За этот фасад ВТЦ получил Диплом I-й степени во «II Архитектурной премии U-KON ART-проект» в номинации «Общественные пространства города» среди 19 претендентов из других городов.
Так же огромное внимание уделялось проектированию внутреннего пространства. Открытая площадь перед Торговым центром частично переместилась вовнутрь, превратившись в 3-х уровневый пассаж, таким же пассажем здание старого ТЦ отделилось от нового. В решении интерьеров главной идеей было создание «дружественного интерфейса», т.е. применение нейтральных по цвету натуральных материалов, металла, стекла, дерева, естественного освещения. Концепцией интерьера стало ступенчатое восприятие пространства: от общих крупных объемов (многоярусный пассаж, переходные мостики, панорамные лифты, стеклянный фонарь), до деталей (фонтан, светильники, мозаика колонн, разрезка деревянных панелей). Интерьер, как бы, поступательно раскрывается посетителю, предлагая ему самому участвовать в этой увлекательной игре восприятия.
Эффект интерьера Нового Ворошиловского Торгового центра достигается не за счет каких-то ярких кричащих цветовых решений или агрессивных деталей потолков, стен, но трехмерными средствами, — это архитектурное проектирование пространственного контраста и зрелища, «большой объем архитектуры». Таким образом, корбюзианский «route architecturale» (путь архитектурный) становится средством, ввергающим покупателя в ураган потребления.

 

___________________________________________________________

Мнение. / Исполнительный директор НП СРО «Проектный комплекс «Нижняя Волга», член Союза архитекторов России Петров Э.Ю:

В конце 2008 года после реконструкции снова был открыт Ворошиловский торговый центр ( автор проекта – архитектор Владимир Русанов). Эта работа никого не оставила равнодушным, в местной прессе появилось несколько статей, тон некоторых из них был явно отрицательным.
Однако архитектурное решение здания Ворошиловского торгового центра может нравиться или не нравиться, но это, бесспорно, яркое архитектурное и социально-экономическое событие в жизни нашего города.
Ворошиловский торговый центр – самое посещаемое торговое здание Волгограда, теперь к этой функции добавлены: кинотеатр, кафе, рестораны, каток, бильярд.
Архитектура здания состоит из разновеликих объемов, объединенных Г–образной галереей – пассажем с верхним светом. Со стороны ул. Циолковского размещена шестиэтажная автостоянка (первая в городе), также связанная галереей с основным объемом.
Первое впечатление, когда убрали леса и строительный забор – город получил здание международного уровня. Фасад в виде кристаллов особенно импозантно смотрится ночью, гораздо эффектней, чем фасады торгового центра в Будапеште или общественного центра в Мельбурне. V-образные колонны – это тоже находка. Да само нависание объема с отступом главного входа от красной линии создает мощный эффект вовлечения. Впечатление усиливается, когда попадаешь внутрь: неожиданно мягкий рассеянный свет льется сверху (реализован классический прием древнеегипетских жрецов). Очень удачно найден масштаб, этому способствует облицовка стен светлыми ламинированными панелями. В здании приятно находиться, из него не хочется уходить, а уходя – хочется вернуться. Как ни странно — здание большого объема решено так, что оно не давит. Наверное, поэтому, когда у других вновь открывшихся торгово-развлекательных центров возникли проблемы с наполняемостью, – здесь, наоборот, арендаторы стоят в очереди. Интересны прозрачные лифты (правда, этим сейчас никого не удивишь, но они настолько эффектно выполнены, что . . ). Удачно решены и эскалаторы – распределены потоки, интерьер достоин экстерьера. Поражает отделка туалетных комнат, раньше у нас к дизайну санузлов в общественных местах относились очень утилитарно.
Хотя есть и изъяны, но при такой крупной и серьезной работе они неизбежны.
Критики говорят:
– утрачена площадь и фонтан. Может быть это и так, но взамен жители нашего города и Ворошиловского района получили всесезонную и всепогодную площадь – променад – галерею, взамен неуютной неблагоустроенной площади с неработающим фонтаном (ранее фонтан использовался для охлаждения кондиционеров Дома Быта, и был исполнен в стиле технологических решений 70-х).
– закрыт диагональный проход из садика Саши Филипова на ул. Ким, это, дескать, очень неудобно; соединенный вход и выход (говорят, это условия участвовавших в проекте московских маркетологов), что несколько неудобно, далеко от остановки. Стоит заметить, что ТЦ может решить эту проблему, ведь двери и с той и с другой стороны предусмотрены.

Резюмируя все изложенное выше, следует признать, что объект удался как в архитектурном смысле, так и по своему содержанию. Пример тому – популярность и наполняемость этого объекта. Архитектор Ворошиловского ТЦ уже дважды отмечен престижными премиями. Также хочется отметить заказчиков и строителей, которые несмотря на все трудности и огромные затраты смогли на таком высоком уровне завершить строительство. Это действительно комплекс, который мог бы украсить любую европейскую столицу. Желаю нашему городу и региону еще больше таких объектов.