Статья в журнале «Нижняя Волга»: Реконструкция Ворошиловского торгового центра

Статья Владимира Русанова для журнала «Проект НИЖНЯЯ ВОЛГА» №1 (2011) о  реконструкции Ворошиловского торгового центра.

Ворошиловский торговый центр был построен в 70-е годы прошлого века, в рамках постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению торговли», принятому в 1960 г., и представлял собой типовое решение для торговых центров того времени. Это трехчастный объем, состоявший из универмага, универсама, а также комплекса бытового обслуживания, все это группировалось вокруг площади общего пользования, предназначавшейся для проведения сезонных ярмарок и других мероприятий.


В таком виде ТЦ оставался до 2002 года, когда новое руководство приняло решение о реконструкции, т.к. существующий ТЦ перестал отвечать современным требованиям к зданиям такого типа. Было принято решение, основываясь на новейшие западные разработки в этой области, превратить Ворошиловский ТЦ в ультрасовременный, монофункциональный торговый МОЛЛ. Была разработана многостадийная реконструкция с постепенным увеличением торговых площадей.


Первый этап предусматривал надстройку 2-х этажей над одноэтажной частью универсама (корпус А). Реконструкция завершилась в рекордные по тем временам сроки – 9 месяцев. Новый объем представлял собой полностью застекленный параллелепипед с двумя красными квадратами входов, в которых так же размещались лестницы и эскалаторы. Самым новаторским, на тот момент, получился 3-й этаж, где были оставлены открытые фермы перекрытий, воздуховоды и другие инженерные коммуникации, а дополнительное освещение обеспечивали крышные фонари. Этот технологический интерьер пользовался большим успехом у покупателей.

Вторым, третьим и четвертым этапами реконструкции стали, соответственно, застройка прилегающей площади, устройство многоуровневой автостоянки и реконструкция универмага с размещением в нем 7-ми зального кинотеатра.
Разрабатывалось несколько вариантов архитектурно-планировочного решения, с устройством двухуровневой подземной авто-стоянки, и различными решениями основного блока, выходящего на ул. Рабоче-Крестьянская, и многое другое.


При всей важности архитектурной составляющей, при проектировании таких торговых объектов, на первом месте стоит технология шопинга, т.е. схема поведения покупателей и вытекающие из этого схема расположения торговых площадей – технологическая схема. Разработка ее была предоставлена московской фирме специализирующейся на таких видах работ. Эта схема должна была стать директивной, для дальнейшей разработки проекта. Но она оказалось не идеальной, слабо учитывающей существующую градостроительную ситуацию, так, например: заблокирован исторически сложившийся сквозной проход с ул. Ким к парку Саши Филиппова; разность отметок (перепад ~ 1,0 м.) между тротуаром ул. Рабоче-Крестьянская и площади перед ВТЦ визуальную привлекательность панорамы вдоль ул. Рабоче-Крестьянская (в частности предлагалось главный фасад сделать глухим из-за находящегося за ним боулинга). Архитекторами было приведено более 9000 доводов против такой компоновки, но убедить удалось только выполнить сплошное остекление главного фасада. Понимание, что он (главный фасад) является лицом, визитной карточкой ВТЦ, требовало неординарного решения, которое ярко выделит новый облик здания из монотонно-плоской окружающей застройки. Эта градостроительная ситуация, стесненные условия усложняли, а вместе с тем делали работу архитектора интересной и увлекательной.


Формирование фасада возможно было вести двумя путями: это «контекстуальный» подход или же диаметрально противоположный – создание новой точки отсчета в окружающей многостилевой застройке. Решено было не стилизовать новое здание, но придать ему современный силуэт, применив, новейшие технологии строительства и материалы. Функциональная многогранность Торгового центра нашло отражение на многогранном фасаде основного корпуса.


Это был первый в Волгоградской области опыт применения сложно-рельефного фасада. Как соединить строго вертикальные конструкции колонн и перекрытий с ломаным в различных плоскостях витражом. В итоге была предложена пространственная вертикальная конструкция – ферма, состоящая из равнобедренных треугольников высотой в один этаж. Эту уникальную конструкцию разработали и изготовили в московской фирме «Проект ХХI – фасадные технологии». За этот фасад ВТЦ получил Диплом I-й степени во «II Архитектурной премии U-KON ART-проект» в номинации «Общественные пространства города» среди 19 претендентов из других городов.


Так же огромное внимание уделялось проектированию внутреннего пространства. Открытая площадь перед Торговым центром частично переместилась вовнутрь, превратившись в 3-х уровневый пассаж, таким же пассажем здание старого ТЦ отделилось от нового. В решении интерьеров главной идеей было создание «дружественного интерфейса», т.е. применение нейтральных по цвету натуральных материалов, металла, стекла, дерева, естественного освещения. Концепцией интерьера стало ступенчатое восприятие пространства: от общих крупных объемов (многоярусный пассаж, переходные мостики, панорамные лифты, стеклянный фонарь), до деталей (фонтан, светильники, мозаика колонн, разрезка деревянных панелей).

Интерьер, как бы, поступательно раскрывается посетителю, предлагая ему самому участвовать в этой увлекательной игре восприятия.
Эффект интерьера Нового Ворошиловского Торгового центра достигается не за счет каких-то ярких кричащих цветовых решений или агрессивных деталей потолков, стен, но трехмерными средствами, — это архитектурное проектирование пространственного контраста и зрелища, «большой объем архитектуры». Таким образом, корбюзианский «route architecturale» (путь архитектурный) становится средством, ввергающим покупателя в ураган потребления.